Конструкция шестеренного насоса с внутренним зацеплением

25 января 2024
Конструкция шестеренного насоса с внутренним зацеплением

Конструкция насоса с внутренним зацеплением показана на рисунке, где цифрами обозначены: 1 - корпус, 1.1 - крышка подшипника, 1.2 - крышка, 2 - шестеренное колесо с внутренним зацеплением, 3 - вал шестерня, 4 - подшипник скольжения, 5 - аксиальные прокладки, 6 - упорный штифт, 7 - сегментная вставка.

Процесс всасывания и нагнетания

Рассмотрим подробнее режимы работы шестеренного насоса – всасывание и нагнетание.

В представленном насосе дугообразная сегментная вставка (7) разделяет камеры всасывания и нагнетания.

Вал шестерня вращает колесо с внутренним зацеплением (направление вращения указано стрелкой на рисунке). Во процессе вращения шестерни выходят из зацепления – объем рабочей камеры увеличивается, вследствие этого возникает разрежение, и жидкость поступает в рабочую камеру.

В процессе дальнейшего вращения зубья вновь входят в зацепление – объем рабочей камеры уменьшается. Жидкость вытесняется в линию нагнетания (Р).

Компенсация аксиального смещения

В конструкциях некоторых шестерных насосов внутреннего зацепления предусмотрена компенсация аксиального смещения.

Аксиальная компенсация Fa действует в камере нагнетания и создается полем давлений (8) в аксиальных прокладках (5). Получается, что между подвижными и неподвижными деталями образуется очень маленькая аксиальная щель, и вследствие этого достигается оптимальное уплотнение камеры в осевом направлении.

Компенсация радиального смещения

В шестерных насосах часто предусматривается возможность компенсации радиального смещения.

Сила радиальной компенсации Fr (показана на рисунке выше) воздействует на сегмент (7.1) и держатель сегмента (7.2). Разность площадей и конструкция специальных роликов (7.3) так, чтобы между зубчатым колесом, сегментным элементом и валом-шестерней обеспечивалось герметичное уплотнение. Причем прижим обеспечивается даже при небольшом давлении.

Источник: hydro-pnevmo.ru