Конструкция насоса с внутренним зацеплением показана на рисунке, где цифрами обозначены: 1 - корпус, 1.1 - крышка подшипника, 1.2 - крышка, 2 - шестеренное колесо с внутренним зацеплением, 3 - вал шестерня, 4 - подшипник скольжения, 5 - аксиальные прокладки, 6 - упорный штифт, 7 - сегментная вставка.
Процесс всасывания и нагнетания
Рассмотрим подробнее режимы работы шестеренного насоса – всасывание и нагнетание.
В представленном насосе дугообразная сегментная вставка (7) разделяет камеры всасывания и нагнетания.
Вал шестерня вращает колесо с внутренним зацеплением (направление вращения указано стрелкой на рисунке). Во процессе вращения шестерни выходят из зацепления – объем рабочей камеры увеличивается, вследствие этого возникает разрежение, и жидкость поступает в рабочую камеру.
В процессе дальнейшего вращения зубья вновь входят в зацепление – объем рабочей камеры уменьшается. Жидкость вытесняется в линию нагнетания (Р).
Компенсация аксиального смещения
В конструкциях некоторых шестерных насосов внутреннего зацепления предусмотрена компенсация аксиального смещения.
Аксиальная компенсация Fa действует в камере нагнетания и создается полем давлений (8) в аксиальных прокладках (5). Получается, что между подвижными и неподвижными деталями образуется очень маленькая аксиальная щель, и вследствие этого достигается оптимальное уплотнение камеры в осевом направлении.
Компенсация радиального смещения
В шестерных насосах часто предусматривается возможность компенсации радиального смещения.
Сила радиальной компенсации Fr (показана на рисунке выше) воздействует на сегмент (7.1) и держатель сегмента (7.2). Разность площадей и конструкция специальных роликов (7.3) так, чтобы между зубчатым колесом, сегментным элементом и валом-шестерней обеспечивалось герметичное уплотнение. Причем прижим обеспечивается даже при небольшом давлении.
Источник: hydro-pnevmo.ru